ОЗЕРО ЧЕРТАЛЫ
автомобильная внедорожная экспедиция
ГлавнаяОписание маршрутаКарта маршрутаИсторическая справка

ОТЧЁТ ОБ ЭКСПЕДИЦИИ

График экспедиции

День (Дата) План Факт
1-й день (04.07.2009, сб) выезд из Омска, сбор на реке Турунгас (пробег 365 км) выезд организованной колонной из Омска, ночёвка на реке Турунгас (пробег 375 км)
2-й день (05.07.2009, вс) переезд до р. Туй, обустройство базового лагеря (пробег 57 км) переезд до п. Князевка и далее по старой дороге до р. Кыртау (пробег 38 км)
3-й день (06.07.2009, пн) обустройство переправы через реку Туй, подготовка техники обустройство моста через реку Кыртау, переезд до р. Туй (пробег 24 км)
4-й день (07.07.2009, вт) форсирование болот от реки Туй до озера Черталы (пробег 14 км) пешеходный поход от реки Туй до озера Хрящёвское и обратно(переход 23 км)
5-й день (08.07.2009, ср) дневной отдых на озере Черталы подготовка техники, переезд по новой дороге до п. Князевка (пробег 53 км)
6-й день (09.07.2009, чт) возвращение до реки Туй (пробег 14 км) возвращение в Омск (пробег 421 км)
7-й день (10.07.2009, пт) возвращение в Омск (пробег 422 км) -
8-й день (11.07.2009, сб) запасной день -

1-й день

В 10:00 собрались для организованного выезда. Кроме четырёх официальных автомобилей-участников в день отъезда добавился ещё один автомобиль УАЗ с пилотом Александром и штурманом Игорем Красовым. Получилась группа в пять автомобилей и двенадцать человек. Немного дав интервью средствам массовой информации и коллективно сфотографировавшись в 10:45 выдвинулись в г. Тару. Как обычно, кто-то не успел заправиться бензином, а кто-то и вообще продукты ещё не купил. Получилось, что колонной шли только три автомобиля. Все собрались только на АЗС в г. Тара. Пополнили запас ГСМ, приехали на центральную площадь города, где тоже небольшое интервью и общение с местной администрацией. Затем решили изменить немного маршрут и двинулись на паром через Иртыш в Пологрудово. Успешно переправившись через реку без проблем и остановок к 19:00 добрались до планового места первой стоянки на реке Турунгас.

Перед выездом (в Омске)


Первая ночёвка (возле реки Турунгас)



2-й день

В 08:30 организованно выдвинулись на маршрут. Практически сразу начался небольшой дождь, который потом перешёл в ливень. Первые 5-6 км двигались без проблем, небольшая грязь, не вызывающая затруднений. Но вот далее грунты заметно изменились и появились глубокие колеи от УРАЛов и гусеничных вездеходов. Проливной дождь добавлял трудностей, грунт заметно размок и двигаться не сваливаясь в колее становилось труднее. Сложнее всего давалась эта дорога автомобилю Toyota Land Cruiser (Евгений и Наталья Гехт), видимо значительно большая масса автомобиля делала своё дело. Там, где УАЗы почти легко проскакивали колеи и глубокие лужи, крузак неминуемо застревал. Самые разбитые участки дороги несколько раз обходили по лесу, где потихоньку на спущенной резине возможно двигаться. Ближе к Князевки с трудностями пересекли разлившиеся и напитавшие землю ручьи. Около 17:30 выехали на луга возле с. Князевка. Дождь закончился. Получается, что с утра мы проехали всего лишь чуть более 20 км.
Экипаж Toyota Land Cruiser (Евгений и Наталья Гехт), принимая во внимание, что очень сложно даётся дорога, решают не продолжать движения дальше, а разбить лагерь возле Князевки и дожидаться остальных участников экспедиции здесь. Связь с основной группой по УКВ-радиоканалу и спутниковому телефону.
Обменявшись необходимым инвентарём с остающимся экипажем участники экспедиции выдвинулись через с. Князевка в направлении реки Туй. При этом, в сторону реки Туй возможно двигаться двумя путями, которые расходятся перед с. Князевка и сходятся недалеко от п. Быстрое. Первый путь - "новая дорога", западнее, в объезд с. Князевка, использовался в последнее время геологами и лесозаготовителями. На этом направлении имеются обустроенные мосты через реки и ручьи, но сами дороги разбиты глубокими колеями. Второй путь - "старая дорога", восточнее, через с. Князевка, ближе к реке Кыртовка, в последнее время не использовался и колейности меньше, но под вопросом состояние мостов и переправ через водные преграды. Глубокими колеями участники экспедиции насытились до Князевки, и было принято решение двигаться старой дорогой.
Двигались быстро, не смотря на дожди, грунтовая дорога приемлема для движения, большие лужи не топкие и проходятся легко, глубокой колеи нет. Как и предполагали, проблемы передвижению создавали ручьи и реки. На первой же реке под названием Сигоза не всем удалось сходу пройти переправу, выложенную из брёвен. Под автомобилем УАЗ Алексея Соловьёва брёвна разошлись и вызволить автомобиль смогли только с помощью лебёдки, для которой соорудили сложную развязку с применением блоков, так как все надёжные точки опоры в стороне от необходимой траектории движения автомобиля.
Следующим препятствием был старинный деревянный мост на реке Кыртовка. Опоры моста достаточно крепки, но местами прогнило полотно моста и размыты места его примыкания к берегам. Немного переложив с места на место доски и брёвна, и выстелив сложные места сэнд-траками, начали переправу. В этот раз тоже не обошлось без приключений - под задним левым колесом автомобиля ГАЗ-69 Сергея Голузова не выдержали брёвна и он повис на полутораметровой высоте над водой. В ход пошли домкраты - хайджек и стандартный автомобильный. Сергей (водитель ГАЗ-69) занимаясь вызволением автомобиля случайно наступил на гнилое бревно, провалился и чудом зацепился за другие брёвна и не упал в воду. Подняв автомобиль и подложив брёвна движение по мосту продолжилось.
Последующие два крупных ручья проходили в брод без проблем. Таким образом, около 22:30 добрались до реки Кыртау. Ширина реки шесть метров, крутые берега, глубина более полутора метров и на дне беспорядочно навалены затонувшие брёвна от старой переправы. Были мысли у некоторых участников сходу попытаться проскочить реку, но приняли решение разбить лагерь и отложить всё на утро.

Первые "засады" на дороге к Князевке


Всем достаётся на этой дороге


Противооткатный упор, чтобы лебёдкой вытянуть другой автомобиль


Дружно поочерёдно вызволяем из грязи автомобили


Друг друга тянем


Глубоковат и топок ручей


Что-то получается пройти только ходом


Ворота!? на мосту при подъезде к Князевке


В Князевке


Дорога из Князевки


На переправе через реку Сигоза


На мосту через реку Кыртовка


Неудачный проезд по мосту


Автомобиль поставлен на место


Лесная дорога


Форсирование ручья


Неудачно прошёл грязевые ванны


На подъезде к реке Кыртау



3-й день

В 08:30 начали повторно обследовать реку. Идеи внаглую форсировать реку вброд отложили. Начали строить мост. С помощью бензопил и топоров заготовили шесть брёвен длинной 6,5 метров и диаметром у основания 15-20 сантиметров. На берега реки накидали веток, чтобы брёвна не тонули в жидкой глине. Выложили брёвна и скрепили их стальными скобами, которые брали с собой из Омска с мыслями, что мосты придётся строить. Конструкция показалась не очень надёжной и добавили ещё два бревна по одному на каждую сторону. В итоге получилось, что под каждую колею приходилось по четыре бревна, расположенные так, что крайние чуть больше в диаметре, чтобы служить неким ограничителем от съезда с моста. В 11:30 переправа была полностью готова, все участники без задержки переехали реку. Наш мост выдержал испытание.
Непосредственно за рекой всех ожидало следующее препятствие - топкое болото протяжённостью около 300 метров. Тут были следы старой гати, ближе к лесу всё изрезано глубокими колеями от гусеничных вездеходов. Спустили колёса и последовательно подкладывая сэнд-траки автомобили по одному форсировали болото. Использовали лебёдку по-минимуму, поверхность болота постарались не порвать, чтобы на обратном пути воспользоваться этой дорогой.
После небольшого привала около 14:00 продолжили движение. Далее рельеф заметно стал более изменчивым, но особых сложностей не было, лужи, подъёмы и небольшие ручейки проходили легко. Через 2 километра выехали на слияние старой и новой дорог. Расположенный рядом с перекрёстком ручей облагорожен - стальная труба диаметром 1 метр и грунтовая насыпь. За нежилым селом Быстрое переправу на ручье немного размыло, пришлось подправить лопатами и для надёжности укрепили сэнд-траками. Оставшаяся часть пути до посёлка Туй без особых "засад", кое-где колея и размыв в оврагах на ручьях, кое-где небольшие заболоченные участки. Лебёдку периодически всем потребовалось разматывать.
В посёлок Туй, состоящий из одного дома с баней и сараем, въехали в 17:30. Единственный житель Николай Алмазов с интересом встретил нас, был очень удивлён увидев УАЗы (ведь летом сюда только на гусеничной технике доезжают). Подарив старику небольшой гостинец с большой земли, оставили его и проехали к реке Туй. Здесь нас ждало очередное препятствие - из-за обильных дождей уровень воды чрезмерно поднялся, имеющийся мост остался глубоко под водой, только плавучие по течению брёвна корнями цеплялись под водой за поручни. В добавок, подходы к мосту очень размыты. Ширина реки в месте переправы стала не менее 50 метров. Следовательно, каким-то образом самостоятельно сооружать переправу для автомобилей не представляется возможным. Местный житель посоветовал обождать 3-4 дня и если погода будет сухая, то вода спадёт. Такое ожидание в наши планы не входило. Разбили на берегу лагерь и решение вопросов о последующих планах отложили на утро.
Строительство моста через реку Кыртау


Проезд по новому мосту


Участок болот за рекой Кыртау


Движение по старой гати


На слиянии дорог


Дорога на нежилой посёлок Быстрое


Преодоление размытой переправы на ручье за посёлком Быстрое


Где на дороге за посёлком Быстрое (вид из УАЗа)


В посёлке Туй


Разлившаяся река Туй


Лодка для переправы через реку


В лагере на реке Туй



4-й день

Препятствия для движения на автомобилях, создаваемые природой, очень расстроили нас, но решили продолжить маршрут хоть пешком. Утром в кустах нашли заброшенную деревянную лодку. Спустили на реку, вода из щелей бьёт фонтанами. Ватой забили дырки до приемлемого состояния. Натянули верёвки через реку и по одному человеку с вещами организовали переправу. Около 12:15 начали пеший маршрут.
По дороге каждое препятствие оценивали с точки зрения возможности проехать на автомобиле. Дорога стала заметно сложнее, увеличились частота и протяжённость заболоченных участков, но при наличии лебёдки проезд на колёсной технике возможен. Основная "засада" расположена на расстоянии около 6,5 километров от реки Туй, это участок торфяных болот протяжённостью 350 метров. При этом первые 70-100 метров болота разрыты гусеницами и "живого" места там не осталось. Тут для автомобилей-участников пришлось бы делать гать или просеки. Далее есть местами нетронутая марь, по которой на спущенной резине с применением сэнд-треков и прочих приспособлений возможно проехать. Но если порвать растительный покров, то твёрдого дна там нет и вызволять технику было бы сложно.
После болот дорога стала суше. Пройдя от реки Туй около 11,5 километров в 15:40 вышли к озеру Хрящевское. Внешне очень красивое озеро, почти правильной круглой формы диаметром около 1 километра, окружено плотной стеной хвойного леса. Но вдоль берега на ширину 30-50 метров всё заросло лилиями, а вода зазеленела, приобретя специфический болотный запах. Очень расстроились такому положению дел, ведь хотелось искупаться и набрать чистой воды. Нашли лодку, сделали заплыв. Однако вода и на удалении от берега имеет те же зелёный цвет и запах. Пришлось возвращаться на дорогу к ближайшему ручью.
После обильных дождей наступила жаркая погода, в тайге чрезмерная влажность, дышать тяжело. Не рассчитали участники пешего похода свои силы. В планах было дойти до озера Черталы и обратно на реку Туй в один день. Но поразмыслив сделали выводы, что если идти на Черталы (это ещё около 4 километров от озера Хрящёвское), то путь в лагерь будет поздней ночью. Вещей для ночёвки никто не брал. Приняли решение возвращаться. После небольшого обеда на озере в 17:30 выдвинулись в обратный путь и к 21:00 вернулись на реку Туй.

Дорога к озерам


Медвежьи следы


Начало участка сложных топких болот


Продолжение болота


Безымянное озерцо подпитывающее болото


Неразрушенный растительный слой на болоте


Избушка у входа к озеру Хрящевское


Озеро Хрящёвское


В попытках добраться до чистой воды



5-й день

Проведя техническое обслуживание автомобилей, попрощавшись с местным жителем, в 10:40 выехали из лагеря на реке Туй в обратный путь. Уже по знакомой дороге заметно легче продвигались. В 12:30 были на развилке дорог за селом Быстрое.
Тут на перекрёстке разошлись мнения участников - было интересно обследовать новую дорогу до Князевки, но и не хотелось новых трудностей, а ведь знакомая дорога всегда проще. Немного посовещавшись, разделились - автомобиль Алексея Шпук и Ильи Диденко поехал по новой дороге, а остальные три автомобиля выдвинулись проверенным маршрутом.
Новая дорога заметно ухожена, все переправы на ручьях и реках обустроены. Однако, с весны техника здесь не ходила и на небольших ручьях размыты подъезды. Пришлось укладывать брёвна и отсыпать землёй. В остальном дорога неплохая, на речках крепкие стационарные мосты. Только в дожди проблемой здесь могут быть спуски и подъёмы в оврагах возле ручьёв и рек, грунты слабые, легко размываемые, кое-где оставлена глубокая колея. Но после двух дней солнечных и жарких дорога была легко проходима. В 17:20 автомобиль, двигающийся в одиночку, проехал Князевку и выехал к базовому лагерю, где ожидали участников экспедиции Евгений и Наталья Гехт. Остальные три автомобиля, прошедшие по старой дороге прибыли в лагерь час спустя. Все участники экспедиции собрались вместе.
Вечером шикарный праздничный ужин, приготовленный ожидавшим в базовом лагере экипажем Евгения и Натальи Гехт, обмен впечатлениями и сборы домой.

По дороге недалеко от посёлка Туй


На подъезде к нежилому посёлку Быстрое


Останки посёлка Быстрое


Форсирование ручья в урочище Угловое


Восстановление переезда через безымянный ручей


Река Кыртау


Дорога с моста на реке Кыртовка


Мост через реку Чингала (восточнее села Князевка)


В базовом лагере (возле Князевки)



6-й день

В 08:30 выдвинулись от Князевки в сторону Тары. Солнечно, последние три дня жаркой и сухой погоды заметно подсушили дорогу. Двигаться стало легче. Лишь изредка кто-то соскальзывал в колею и приходилось использовать лебёдку. Сложный участок дороги прошли к 11:30 и около 13:00 были уже возле Пологрудово. Тут сделали коллективные фотографии, распрощались и двинулись домой каждый своей дорогой.

Последние препятствия по дороге из Князевки


Дорога после солнечных дней стала лучше


Коллективная фотография перед Пологрудово



Резюме

Экспедиция прошла успешно, если не считать отсутствие возможности переправиться на автомобилях через реку Туй. Среди участников всегда была взаимопомощь. Особенно чувствовалась команда, когда строили мост через реку Кыртау. Автомобили почти не подводили, только мелкие поломки, которые устранялись в текущем порядке - отсутствие тока зарядки, пробитое колесо и т.д. Топлива и продуктов было достаточно, всё необходимое оборудование было исправно, чувствовалась детальная подготовка каждого к путешествию.
Маршрут от Тары до посёлка Туй технически сложен, но очень интересен. Препятствий много и в зависимости от погоды кое-где могут подстерегать значительные трудности. Одним автомобилем путешествовать здесь опасно, но сплочённой командой можно преодолеть все препятствия. Далее до озера Черталы, при наличии переправы через реку Туй, проезд колёсной техники летом теоретически возможен, но необходимо быть очень подготовленными (технически и морально) к топким болотам.





Copyright © ashpuk@mail.ru, 2009 | Последнее обновление: 19 июля 2009 г. 01:10
Хостинг от uCoz